Принцип и устройство работы обгонной муфты - JUBANA

Принцип и устройство работы обгонной муфты

Cравнение гелевых, свинцово-кислотных и AGM аккумуляторов
23.10.2022
Обгонная муфта генератора — для чего нужна, принцип работы
25.12.2022
Показать все

Обгонная муфта или муфта свободного хода - это механическое устройство, главная цель которого - недопущение вращающего момента к ведущему валу от ведомого в моменты, когда ведомый вал начинает вращаться более стремительно. Муфту также используют для тех случаев, когда есть необходимость передать крутящий момент только в одну сторону. Далее рассмотрим компоненты муфты, принцип действия, недостатки и преимущества.

1. Муфта и ее принцип работы.

Давайте разберемся в принципе действия роликовой муфты свободного хода, так как разновидность такого механизма часто встречается в автомобильной промышленности. Данный вид муфты делится на две полумуфты: первая зафиксирована на ведущем валу, вторая соединена с ведомым валом. При вращении по часовой стрелки ведущего вала ролики муфты под действием пружин и силы трения передвигаются в узкую часть зазора между двух полумуфт. После чего происходит заклинивание и крутящий момент начинает передаваться от ведущей полумуфты к ведомой. При вращении против часовой стрелки ведущей полумуфты, ролики перекатываются в широкую часть зазора между двумя полумуфтами. В ходе чего произойдет разъединение ведомого и ведущего валов, при этом момент также перестает передаваться. Подведя итог из принципа работы можно понять, что роликовая муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении, при вращении в обратную сторону, она просто прокручивается.

2. Основные компоненты и устройство обгонной муфты.

Есть две основные разновидности обгонной муфты: с храповым механизмом и роликовая, рассмотрим их компоненты и устройство.

Простая роликовая муфта свободного хода состоит из таких компонентов как:
  • Внутренней обоймы;
  • внешней обоймы (со специальными пазами на внутренней стороне);
  • роликов (которые передают крутящий момент за счет силы трения при заклинивании муфты);
  • пружины (которая предназначена для выталкивания роликов и располагается на внешней обойме).

В храповой обгонной муфте на внутренней поверхности внешнего кольца используют зубья, имеющие упор с одной стороны, вместо пазов. При этом оба кольца заклинивает специальная собачка, прижимается к наружному кольцу при помощи пружины.

2. Преимущества обгонной муфты.

У обгонной муфты есть следующие преимущества такие как:
  • Простота в конструкции;
  • Автоматическое отключение и включение механизма (не нуждается в наличии проводов управления);
  • При помощи механизмов свободного хода упрощаются конструкции агрегатов машины и узлов.

Стоит отметить, что обгонная муфта с храповым механизмом надежнее и является ремонтопригодным, чем механизм с роликами. Пустой тратой времени будет починка роликовой обгонной муфты, так как она является неразборным узлом. При ее поломке устанавливают новую аналогичную деталь, при монтаже данной детали нельзя использовать ударный инструмент, механизм может заклинить.

3. Недостатки обгонной муфты

Недостатки обгонной муфты и минусы роликового механизма свободного хода
  • Нет возможности регулировать;
  • повышенная точность в изготовлении;
  • строгая соосность валов.
Недостатки обгонной муфты с храповым механизмом:
  • Удар при зацеплении собачки с зубьями. Поэтому этот тип механизма свободного хода не быть может использован в узлах, которые работают с большими скоростями, либо в вариантах, когда требуется большая частота включений;
  • Выход из строя обгонной муфты из-за больших нагрузок, при которых зубья храпового колеса стираться;
  • Вращение храпового механизма с шумом. Сейчас существуют механизмы, в которых при движении по часовой стрелке собачка не задевает храповое колесо, что позволяет не издавать шума.

3. Применение обгонной муфты.

Механизм свободного хода нашел огромное применение в узлах автомобилей разных производителей. Ее приветствуют в:

  • Генераторе, где она выступает в качестве защитного компонента и ограничивает передачу крутильных колебаний от коленчатого вала ДВС. Плюс нейтрализует колебания на ремне генератора и понижает шум ременного привода, продлевает срок службы генератора;;
  • системе запуска ДВС (двигателя внутреннего сгорания), тут устройство свободного хода, это часть статора. Когда двигатель запустился и набрал нужные обороты, муфта отключит от него стартер. Коленчатый вал двигателя без муфты способен повредить стартер;
  • АКПП классических типов: в них механизм свободного хода является частью гидротрансформатора. Это устройство, которое отвечает за изменение и передачу крутящего момента к коробке передач от ДВС.

Вход

Забыли свой пароль?