Обгонная муфта или муфта свободного хода - это механическое устройство, главная цель которого - недопущение вращающего момента к ведущему валу от ведомого в моменты, когда ведомый вал начинает вращаться более стремительно. Муфту также используют для тех случаев, когда есть необходимость передать крутящий момент только в одну сторону. Далее рассмотрим компоненты муфты, принцип действия, недостатки и преимущества.
Давайте разберемся в принципе действия роликовой муфты свободного хода, так как разновидность такого механизма часто встречается в автомобильной промышленности. Данный вид муфты делится на две полумуфты: первая зафиксирована на ведущем валу, вторая соединена с ведомым валом. При вращении по часовой стрелки ведущего вала ролики муфты под действием пружин и силы трения передвигаются в узкую часть зазора между двух полумуфт. После чего происходит заклинивание и крутящий момент начинает передаваться от ведущей полумуфты к ведомой. При вращении против часовой стрелки ведущей полумуфты, ролики перекатываются в широкую часть зазора между двумя полумуфтами. В ходе чего произойдет разъединение ведомого и ведущего валов, при этом момент также перестает передаваться. Подведя итог из принципа работы можно понять, что роликовая муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении, при вращении в обратную сторону, она просто прокручивается.
Есть две основные разновидности обгонной муфты: с храповым механизмом и роликовая, рассмотрим их компоненты и устройство.
Простая роликовая муфта свободного хода состоит из таких компонентов как:В храповой обгонной муфте на внутренней поверхности внешнего кольца используют зубья, имеющие упор с одной стороны, вместо пазов. При этом оба кольца заклинивает специальная собачка, прижимается к наружному кольцу при помощи пружины.
Стоит отметить, что обгонная муфта с храповым механизмом надежнее и является ремонтопригодным, чем механизм с роликами. Пустой тратой времени будет починка роликовой обгонной муфты, так как она является неразборным узлом. При ее поломке устанавливают новую аналогичную деталь, при монтаже данной детали нельзя использовать ударный инструмент, механизм может заклинить.
Механизм свободного хода нашел огромное применение в узлах автомобилей разных производителей. Ее приветствуют в: