Привод (бендикс) стартера: принцип работы, неисправности, диагностика, периодичность замены - JUBANA

Привод (бендикс) стартера: принцип работы, неисправности, диагностика, периодичность замены

Как правильно натянуть ремень генератора
29.03.2024
Показать все

Бендикс стартера автомобиля представляет собой неотъемлемую часть, определяющую возможность запуска двигателя. Он служит своеобразным мостом между приводом стартера и маховиком мотора, обеспечивая плавное соединение вращающихся деталей и передачу необходимого усилия для запуска. Этот механизм, названный в честь американского инженера Винсента Гуго Бендикса, изобретателя в начале XX века, основан на уникальном принципе работы с подпружиненными роликами, которые заклиниваются между внутренней и внешней обоймами.

Структурно бендикс состоит из двух ключевых частей: ведущей обоймы с роликами, установленными в клиновых каналах, и ведомой обоймы с шестерней, взаимодействующей с венцом маховика. Подпружиненные ролики выполняют двойную функцию, передавая крутящий момент и компенсируя нагрузку, что обеспечивает безопасность передачи и предохраняет зубья от повреждений. Устройство бендикса представляет собой тщательно продуманную систему, обеспечивающую надежный запуск двигателя автомобиля.

Что такое бендикс

В устройстве привода стартера можно выделить две ключевые компоненты: ведущая и ведомая обоймы.

Ведущая обойма, являющаяся наружной частью механизма, оснащена ролями, размещенными в клиновых каналах. Ролики способны свободно вращаться в широкой части канала, но при достижении узкой части они заклиниваются, обеспечивая надежное соединение с ведомой обоймой. Этот момент фиксирует ведущую и ведомую обоймы, обеспечивая передачу крутящего момента от якоря стартера к двигателю. Эта система подпружиненных роликов играет ключевую роль в механизме свободного хода, передавая крутящий момент и в то же время компенсируя нагрузку, что помогает предотвратить повреждения зубьев.

Ведомая часть привода состоит из внутренней шестерни с обоймой, которая напрямую взаимодействует с венцом маховика двигателя. Этот сложный механизм обеспечивает плавный и безопасный запуск двигателя автомобиля, поддерживая необходимую скорость для эффективной работы мотора.

Принцип работы бендикса

Работа обгонной муфты в стартере автомобиля основана на использовании инерции и принципе свободного хода внутренних элементов относительно наружной обоймы. Рассмотрим этот процесс более подробно, шаг за шагом.

На первом этапе, когда водитель включает стартер, поворачивая ключ зажигания в центральном замке, якорь электродвигателя начинает быстро вращаться, передавая крутящий момент через редуктор шестерне.

На втором этапе, под действием инерции, ведомая обойма с шестерней скользит по шлицам вала якоря в направлении маховика. Как только зубья совмещаются, происходит их сцепление.

На третьем этапе, в процессе вращения ведомой части, ролики в клиновых каналах заклиниваются, фиксируя обоймы относительно друг друга. Это обеспечивает жесткую передачу крутящего момента к маховику.

В конце, когда обороты коленчатого вала двигателя превышают частоту вращения вала якоря стартера, обгонная муфта автоматически расцепляется. Это важно для предотвращения поломок пускового устройства в случае работающего двигателя.

Типичные неисправности бендикса

В процессе эксплуатации бендикса могут возникнуть различные неисправности, которые могут привести к проблемам с запуском двигателя. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
  1. Износ зубчатой пары шестерни и венца маховика, что может вызвать проскальзывание при передаче крутящего момента и невозможность запуска двигателя.
  2. Окисление или загрязнение контактных поверхностей в муфте, что приводит к нарушению сцепления роликов и ослаблению их фиксации.
  3. Поломка или ослабление буферной пружины, что может вызвать резкое увеличение ударных нагрузок на зубчатое зацепление, приводящее к их быстрому износу.
  4. Потеря упругости прижимных пружин роликов, что может привести к биениям, люфтам и вибрациям при вращении муфты.

Диагностика обгонной муфты

Для выявления подобных неисправностей следует регулярно проверять работу пускового устройства на наличие посторонних шумов и люфтов. Если стартер крутит, но двигатель не заводится, это может быть сигналом о возможной неисправности бендикса и требует дополнительной проверки.

Для своевременного выявления возможных неисправностей бендикса необходимо периодически проводить его диагностику. Вот основные этапы этого процесса:
  1. Осмотр. Стартер извлекается из моторного отсека, после чего внимательно осматриваются внешние поверхности, выявляются видимые повреждения или следы износа.
  2. Проверка люфта при вращении вала муфты. Оценивается наличие значительного осевого люфта, что может свидетельствовать об износе подшипников или втулок.
  3. Оценка состояния шестерни муфты, взаимодействующей с маховиком. Проводится замер глубины выкрашивания зубьев, выявляются деформации или трещины.
  4. Проверка вращения шестерни в одном направлении и ее остановки в обратном. Этот шаг помогает определить исправность роликового механизма привода.
  5. Осмотр состояния подпружиненных роликов, их фиксаторов, выявление износа поверхностей или ослабления пружин.

Замена бендикса

При выявлении дефектов в приводе стартера необходимо заменить его на новый. Процесс замены аналогичен простым действиям, например, замене лампочки в фаре. Вот основные этапы замены:
  1. Отсоединение аккумулятора и снятие стартера с автомобиля. Обычно для этого достаточно выкрутить два болта крепления.
  2. Разборка корпуса пускового устройства, снятие реле для доступа к бендиксу. Это обычно требует выкручивания всего двух-трех гаек или винтов.
  3. Замена старого механизма на новый после предварительной очистки от возможных загрязнений.
  4. Сборка стартера в обратном порядке, установка на место и подключение аккумулятора.

Процесс замены занимает около полутора часа. После установки нового узла автомобиль снова становится надежным в запуске, а проскальзывание шестерни становится проблемой прошлого.

Периодичность замены

Привод обгонной муфты имеет свой собственный ресурс, который зависит от многих факторов, таких как интенсивность использования, условия эксплуатации и качество деталей. Для большинства иномарок рекомендуется замена привода примерно через 100-120 тысяч километров пробега или после 5 лет работы.

Однако, стоит отметить, что ресурс привода может значительно уменьшаться в северных регионах из-за низких температур и вибраций при морозном пуске.

Кроме того, следует учитывать иные факторы, например, при капитальном ремонте двигателя рекомендуется также заменять привод. Это связано с возможным нарушением регулировки механизмов при разборке и последующей сборке.

Если в процессе эксплуатации обнаружены признаки износа обгонной муфты, описанные ранее, рекомендуется провести замену без ожидания очередного технического обслуживания. Это поможет избежать возможных поломок и заеданий при пуске двигателя, обеспечивая более надежную работу автомобиля.

Вход

Забыли свой пароль?