Напряжение, емкость и плотность электролита - это главные показатели аккумуляторной батареи, от которых зависит функциональность устройства и качество работы. Автомобильный аккумулятор подает на стартер пусковой ток для старта двигателя и питает бортовую сеть, если это необходимо. Для того чтобы обеспечить исправное состояние автомобиля важно поддерживать работоспособность АКБ и знать его рабочие параметры.
Мультиметр используют для измерения напряжения в АКБ, для этого к клеммам аккумулятора прикладывают контактные щупы прибора. Напряжение в 12В считается нормой, но у полностью заряженной батареи показатели в пределах 12,6В-12,7В. Данные показатели в зависимости от времени проверки и от условий окружающей среды могут меняться. 13В-13,2В - такие показатели прибор может показать сразу после зарядки (такие значения также приемлемы), но для получения более правильных данных требуется после зарядки подождать пару часов. О разрядке батареи говорит напряжение, которое падает ниже 12В. По таблице можно сравнить уровень заряда и значение напряжения.
Напряжение, Вольт | Степень заряда, % |
12,6 + | 100 |
12,5 | 90 |
12,42 | 80 |
12,32 | 70 |
12,20 | 60 |
12,06 | 50 |
11,9 | 40 |
11,75 | 30 |
11,58 | 20 |
11,31 | 10 |
10,5 | 0 |
При низком напряжении аккумулятор способен запустить двигатель авто, важно чтобы после этого генератор обеспечивал заряд батареи. В ходе старта двигателя АКБ падает огромный ток на стартер, при этом резко теряет в заряде. При исправной батареи заряд постепенно восстановится до нормального значения в пределах 5 секунд. На новых аккумуляторах должно быть напряжение 12,6В-12,9В, но такие значения не всегда показывают реальное состояние батареи.
Пример: в состоянии покоя и без подключенных потребителей напряжение будет в пределах нормы, но под нагрузкой оно резко падает и быстрее расходует заряд, такое может быть. Поэтому важно проводить измерения под нагрузкой и для этого используют прибор "нагрузочная вилка". Такой тест покажет, держит заряд батарея или нет. Проводить такое измерение нужно при полной зарядке батареи. Требуется удерживать прибор в течение 5 секунд и затем зафиксировать результат. Под нагрузкой напряжение падает. При исправном аккумуляторе оно падает до 10В и постепенно будет восстанавливаться до 12,4В и выше. Если же напряжение падает до 9В и ниже, то это означает что батарея неисправна или не держит заряд.
Уровень напряжения также показывает плотность электролита. Электролит состоит из смеси: 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. При разряде падает концентрация серной кислоты, поэтому чем больше разряд, тем плотность меньше. Эти оба показателя взаимосвязаны. Ареометр - это специальный прибор используемый для измерения плотности электролита и других жидкостей. При нормальном состоянии и полном заряде 12,6В-12,7В и при температуре воздуха 20-25 градусов плотность электролита должно быть в пределах 1,27г/см3-1,28г/см3. В таблице показана зависимость плотности от уровня заряда.
Плотность электролита, г/см3 | Уровень заряда, % |
1,27 – 1,28 | 100 |
1,25 | 95 |
1,24 | 90 |
1,23 | 80 |
1,21 | 70 |
1,20 | 60 |
1,19 | 50 |
1,17 | 40 |
1,16 | 30 |
1,14 | 20 |
1,13 | 10 |
При большой плотности батарея устойчива к замерзанию. В регионах с суровым климатом, где температура ниже -30 градусов плотность электролита поднимают до 1,30г/см3, добавляя серную кислоту. Поднять плотность можно максимально, до 1,35г/см3, но не выше, так как кислота начнет разъедать пластины и другие компоненты.
На графике ниже представлены показания ареометра при разной температуре.
Многие водители в зимнее время замечают что с понижением температуры труднее становится завести двигатель, так как аккумулятор перестает работать на полную мощь. Многие автовладельцы на ночь снимают батарею и ставят в тепло, но на самом деле, при полном заряде напряжение не падает, а наоборот возрастает. На физическое состояние и плотность электролита влияет отрицательная температура. При полной зарядке батарея перенесет мороз, однако при снижении плотности воды станет больше и электролит может замерзнуть. Медленнее происходят электрохимические процессы. Например: заряженная батарея при температуре -10 или -15 может показать заряд 12,9В и это нормально. Но при -30 градусах снижается емкость батареи наполовину и напряжение падает до 12,4В при плотности 1,28г/см3. При температуре -25 градусов аккумулятор перестает заряжаться от генератора. Из этого видно, что отрицательные температуры могут существенно повлиять на работоспособность аккумулятора.
При надлежащем уходе жидкостный аккумулятор может прослужить 5-7 лет. Проверять плотность электролита и уровень заряда в теплое время года следует 1 раз в 2-3 месяца. Зимой при температуре -10 градусов нужно проверять не реже 1 раза в 2-3 недели. При сильных морозах -25 градусов или ниже желательно подзаряжать аккумулятор 1 раз в 5 дней, даже при частых поездках.